Авиация и пандемия: перевес на стороне воздушного флота

print

В Татарстане отрасль авиаперевозок успешно преодолевает последствия негативного воздействия коронавируса на экономику

 

ЮВТ-Аэро

 

Наверное, уже набил оскомину этот злосчастный коронавирус, который разбалансировал весь хозяйственный механизм. Но не так страшен чёрт, как его малюют. По крайней мере, специалисты от авиации, несмотря на понесённые отраслью экономические потери, настроены оптимистично.

 

ВСЕ «ВОРОТА» НАРАСПАШКУ

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров на недавней пресс-конференции подчеркнул, что в очень непростом нынешнем году в Татарстане продолжилась реализация всех программ, касающихся транспортных перевозок, в том числе авиационных.

 – Мы на этот год сохранили 27 воздушных сообщений, – отмечает он. – Конечно, из-за ограничений, связанных с коронавирусом, пассажиропоток за первое полугодие снизился более чем в два раза: в 2019 году за это время было перевезено свыше 1,9 миллиона человек, а за аналогичный период текущего года – чуть больше 900 тысяч. То есть показатель упал на 53 процента. Единственный из трёх татарстанских аэропортов, продемонстрировавший положительный рост, – это «Бугульма», «воздушные ворота» нефтяного юго-востока республики, на один процент нарастившие поток пассажиров.

По словам Андрея Егорова, подспорьем стали федеральные меры поддержки, которые получили все три наши воздушные гавани в зависимости от потерянного пассажиропотока и объёма понесённых убытков. Так, наиболее пострадавшему международному аэропорту «Казань» за три месяца (с апреля по июнь) преду­смотрено почти 160 млн рублей, международному аэропорту «Бегишево» – более 35 млн рублей. «Бугульма» получила меньше других – около 500 тысяч, поскольку её потери не так сильны. Оно и понятно: сотрудники «Татнефти», основные клиенты этого аэропорта, летали и будут летать при любых обстоятельствах, невзирая ни на какие коронавирусы. Тем более их связывают тесные партнёрские отношения с северными коллегами.

– Трудно прогнозировать развитие отрасли, ведь возможны и вторая, и третья волны COVID-19, – признаётся заместитель министра. – Но, по крайней мере, на сегодня ни одна программа по развитию наших аэропортов не свёрнута. Более того, по «Бегишеву» мы договорись с Министерством транспорта России о том, чтобы финансирование второго этапа реконструкции аэропорта с будущего года было перенесено на нынешний. И уже в этом году конкурсные процедуры были запущены. В текущем году в реконструкцию «Бегишева» будет вложено 185 миллионов рублей, в 2021-м планируется выделить 472 миллиона рублей. Кроме того, у «возрастной» «Бугульмы» (основана в 1937 году. – Прим. авт.) взлётно-посадочная полоса устарела. На сегодня Гипронииавиапром подготовил экспертизу этого объекта для его скорой реконструкции.

 

НАША ЕДИНСТВЕННАЯ ВСТАЁТ НА НОГИ

Региональная авиакомпания «ЮВТ Аэро» («Юго-восток Татарстана Аэро») из-за пандемии тоже понесла урон, но не настолько критичный, как у её многих собратьев из других субъектов РФ.

 – Спад пассажиропотока начался в апреле 2020 года, когда загрузка самолётов упала до 36,69 процента. В аналогичный период 2019 года этот показатель составлял 65 процентов, – говорит генеральный директор «ЮВТ Аэро» Пётр Трубаев. – Но с мая этого года дела начали потихоньку стабилизироваться – загрузка выросла до 54,19 процента. В июне была 59,66, а в июле уже превысила 70 процентов. То есть мы выходим на плановые показатели.

К слову, одной из самых молодых авиакомпаний России «ЮВТ Аэро» нынче исполнилось пять лет. Она была зарегистрирована 9 апреля 2015 года в Бугульминском районе, чем сильно порадовала администрацию этого муниципалитета, получившего нового налогоплательщика. А уже 17 апреля 2015 года совершила первый полёт под этим брендом из Бугульмы в Москву.

 


За пять лет авиакомпания «ЮВТ Аэро» выполнила свыше 35 тысяч полётов и перевезла более миллиона пассажиров. Только по социальной «детской» программе с 2015 по 2019 год совершила 360 рейсов на черноморское побережье, куда на отдых было доставлено почти 16 тысяч юных татарстанцев


 

Конечно, на начальном этапе при наличии в авиапарке всего лишь трёх пятидесятиместных канадских самолётов Bombardier CRJ-200 достичь положительных финансовых результатов не удалось. За остаток 2015 года авиапредприятие сработало в убыток – оказалось в минусе на 121 млн рублей. Далее пошли положительные результаты: в 2016 году – 321 млн рублей прибыли, в 2017-м – 112 млн, в 2018-м – 124 млн. И в 2019 году коллектив получил 602 млн рублей прибыли – рекордный для «ЮВТ Аэро» показатель. Эти средства пошли на погашение финансовых обязательств. Как сообщил Пётр Трубаев, по итогам 2020 года прогноз не такой уж плохой – вопреки пандемии, авиапредприятие планирует достичь двух третей показателя 2019 года.

На сегодня авиапарк компании, в которой работают около 390 человек, из них 65 пилотов и бортпроводников, насчитывает семь самолётов Bombardier CRJ-200 и два американских вертолёта Bell-429. Она базируется во всех трёх татарстанских ­аэропортах. География полётов охватывает более тридцати городов России – от Салехарда до Махачкалы – по шестидесяти направлениям. Причём по большей части перевозки субсидированные. То есть выполняются в соответствии с федеральной программой поддержки межрегиональных авиарейсов.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ПРИОРИТЕТЕ

– Мы активно участвуем в этой социальной программе, тем самым выполняя поручение Правительства РФ по обеспечению доступности авиаперевозок для россиян,  – констатирует Пётр Трубаев. – В течение всего периода пандемии мы продолжали и сейчас продолжаем выполнять полёты, потому что наши рейсы согласно постановлению Правительства РФ №1242 от декабря 2013 года субсидируемые, они позволяют перевозить пассажиров по низкой стоимости на региональных маршрутах. Конечно, в условиях, когда допускалось ограничение полётов, могли бы и не делать этого. Но, проанализировав ситуацию с заболеваемостью в субъектах России, мы приняли решение не сворачивать авиаперевозки. Естественно, следуем всем рекомендациям Роспотребнадзора по применению дезинфицирующих средств, масок, перчаток и соблюдению дистанции между пассажирами.

Удивительно, но даже в период пандемии правительства России и Татарстана со­вместно с Росавиацией нашли возможность включить в график «ЮВТ Аэро» новые субсидированные направления: Нижнекамск – Сургут и Омск – Горно-Алтайск. К слову, эта программа финансируется на паритетной основе: 39 процентов средств предоставляет федеральный центр и 50 процентов – субъект РФ.

Для примера. Субсидированный рейс из Казани до Махачкалы обходится пассажиру в 5–8 тысяч рублей. На самом деле его стоимость составляет 12–15 тысяч.

Сейчас на рассмотрении Росавиации находятся ещё три заявки от татарстанской авиакомпании на субсидирование дополнительных трёх направлений. Каких? Пока Пётр Трубаев умалчивает. Видимо, боится сглазить.

 – Однако могу сообщить, что наше предприятие попало под действие постановления Правительства РФ №661 от 13 мая 2020 года, преду­сматривающего субсидирование российских авиакомпаний в связи с уменьшением доходов из-за падения объёмов перевозок в условиях пандемии коронавируса, – констатирует Пётр Трубаев. – Такая программа по поддержке авиакомпаний и аэропортов уже заработала. Да, у нас уменьшился пассажиропоток, но мы выполняли полёты согласно расписанию. И нам за апрель выплачена компенсация в размере 3,6 миллиона рублей. Предполагаем за май получить 2,5 миллиона, за июнь – 2,1 миллиона рублей.

 

ДАЁШЬ НОВЫЙ САМОЛЁТ!

На протяжении последних лет татарстанский авиаперевозчик серьёзно задумывается над обновлением парка воздушных судов. Компания намерена приобрести самолёты большей вместимости. Но при этом сохранить нынешний парк пятидесятиместных CRJ-200. Делается ставка на универсальность. И это разумно: сегодня загрузка летательных аппаратов высокая, а завтра она может резко упасть. Тогда имеющиеся в наличии небольшие самолёты здорово помогут в работе.

Когда обострилась ситуация с коронавирусом, многие авиакомпании приостановили перевозки. К примеру, в аэропорту «Казань» сейчас простаивают бразильские самолеты Embraer, которые эксплуатирует красноярская авиакомпания «Икар». В «Бегишеве» припаркованы борта ряда крупных российских авиапредприятий. И лизингодатели воздушных судов сейчас вынуждены идти на какие-то финансовые уступки, выдвигая выгодные для покупателей предложения. Грех не воспользоваться таким моментом.

 


Татарстанское авиапредприятие 36 раз занимало первое место в рейтинге аэропорта «Домодедово» «Самые пунктуальные авиакомпании». Лидером аналогичного конкурса, проводимого международным аэропортом «Казань», оно становилось 26 раз


 

 – Мы довольно долго выбирали тип самолётов, приемлемый для нас, – рассказывает Пётр Трубаев. – Большую аналитическую работу проводили с выездами в Минск, Саратов. В итоге остановились на 106-местном бразильском судне Embraer-190 авиакомпании «Саратовские авиалинии» (лишилась сертификата эксплуатанта в 2018 году. – Прим. авт.), которая при использовании этого самолёта имела положительные результаты, сравнимые с мировым уровнем. Даже превысила международные показатели – за год налетала свыше четырёхсот часов. Поэтому мы остановились на этом воздушном судне. Если планы пойдут по нашему сценарию, то уже в первом полугодии 2021 года выйдем на реальную эксплуатацию нового для нас типа воздушных судов.

Сейчас бразильское авиа­строительное предприятие выпускает и более современные лайнеры Embraer E-Jet E2.

Кто знает, может, татар­станская региональная государственная авиакомпания начнёт с обкатки неновых, но проверенных временем самолётов, а потом, получив определённый опыт, замахнётся на приобретение новейших бортов?

– В завершение нашей встречи хотелось бы сообщить об одном факте: наш партнёр, авиапроизводитель Bombardier Aerospace, ещё три года назад удостоил нас высокой профессиональной награды – как самого надёжного авиаперевозчика в европейском регионе, – резюмировал спикер.

Что ж, любая награда, а тем более международного уровня, всегда приятна.