Асфальт с «молочной» начинкой | Республика Татарстан
15 августа 2018  10:22
Распечатать

Асфальт с «молочной» начинкой

В КНИТУ-КХТИ разработали новый рецепт дорожного покрытия

 

nom-7

 

Российские дороги не ругает только ленивый. Татарстанские дороги тут, увы, не исключение. Президент Рустам Минниханов даже попенял как-то ученым – что же, мол, столько у нас прославленных химиков, а прочное дорожное покрытие разработать не можете… Между тем, как выяснилось, в Казанском национальном исследовательском технологическом университете этой проблемой озаботились еще около десяти лет назад, и сегодня здесь разработано уникальное модифицированное дорожное покрытие, которое в несколько раз прочнее стандартного и не боится влаги.

 

Сегодня в самой технологии приготовления асфальта, который представляет собой смесь битума и различных армирующих (упрочняющих структуру) наполнителей, скрывается определенный антагонизм.

– Образно говоря, битум – это масло, гидрофобная (боящаяся воды) субстанция, – поясняет профессор КНИТУ, заведующий кафедрой технологии изделий из пиротехнических и композиционных материалов Илнур Абдуллин. – А те продукты, которые используются в качестве наполнителя, – измельченный гранит, песчано-гравийная смесь – они водосмачиваемые, гидрофильные. Но ведь масло не растворяется в воде, поэтому по-настоящему прочной сцепки между наполнителем и битумом не получается.

 


В самой технологии приготовления асфальта сегодня заложен определенный антагонизм


 

Чтобы решить эту проблему, ученые разрабатывают рецепты модифицированных связующих смесей из различных поверхностно-активных веществ, которые вводятся между битумом и наполнителем, как бы «цепляясь» и за ту, и за другую составляющую, удерживая их вместе. Так асфальт становится прочнее.

 

  Илнур АБДУЛЛИН, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии изделий из пиротехнических и композиционных материалов:

abdyllin-7

Наша технология позволяет расширить временные границы дорожных работ примерно на два-три месяца.

Собственно, аналогичные разработки ведутся и в Европе, но, конечно, рецепт наполнителей у каждого разработчика свой. Предложенное химиками КНИТУ-КХТИ полимерное вяжущее – модифицированный битум с добавлением асбестовых «иголок», выступающих в качестве армирующей составляющей, – еще в 2009 году получило золотую медаль IX Московского салона инноваций и инвестиций.

Но на этом казанские ученые не остановились.

– Еще один важный момент, влияющий на прочность дорожного полотна, – точное соблюдение технологии его укладки, – продолжает Илнур Абдуллин. – Необходимо очень качественно осушить поверхность, на которую будут класть асфальт, удалить всю пыль, чтобы он «схватился» с нижним покрытием. Но мы часто видим, что дорогу делают в дождь, ямочный ремонт проводят прямо в лужах… Потому что тщательное осушение – очень трудоемкий и затратный по времени процесс, а у дорожников довольно сжатые сроки, в которые нужно уложиться. В общем, технология сплошь и рядом нарушается. Тогда мы подумали: как сделать такой битум, который не будет бояться воды? Вспомнили, что есть водоэмульсионная краска, обладающая таким свойством. То есть нужна эмульсия. А что такое в природе эмульсия? Это молоко – шарики масла, стабилизированные в воде.

В итоге в КНИТУ придумали, как сделать такое «молоко» из битума. Битум мелко-мелко раздробили, растворили в воде, а чтобы зафиксировать масляные шарики в таком состоянии, стабилизировали их специальными поверхностно-активными веществами. Битумной эмульсией можно, например, обмазывать откосы при строительстве дорог – они не будут осыпаться. Но главное ее применение, конечно, – приготовление асфальта нового типа. Когда вводишь в битумное «молоко» специальные наполнители, о которых мы уже говорили, в определенный момент происходит коагуляция эмульсии – слипание мелких дисперсных частиц с молекулами наполнителя. Прочность итоговой асфальто-битумной массы повышается в два-три раза, а эмульсионная основа приводит к тому, что такой асфальт не боится воды. Его можно класть в дождь, невзирая на лужи. Очень удобен он для ямочного ремонта дорог. Смесь получилась устойчивой к морозу – работать с ней на дорогах можно до минус пяти градусов.

 


Ученые задумались – как сделать такой битум, который не будет бояться воды? Вспомнили, что есть водоэмульсионная краска, обладающая таким свойством. То есть нужна была эмульсия


 

– Таким образом мы расширили временные границы дорожных работ примерно на два-три месяца, – комментирует Илнур Абдуллин.

Кроме всего прочего, асфальт из битумного «молока» можно готовить прямо на месте дорожных работ, что упрощает процесс. Опять же – эмульсию можно перевозить на дальние расстояния без опаски, что затвердеет, как это бывает с обычным асфальтом. В общем, выгод от нового покрытия масса. Но дорожники к нему пока должного интереса не проявили. Увы, это наша старая болезнь – ученые и промышленники чаще всего работают независимо друг от друга… А вот нефтяники, прослышав про разработки университета, очень ими заинтересовались. «Татнефть», рассказывает Илнур Абдуллин, планирует совместно с учеными КНИТУ заняться разработкой Ашальчинского месторождения высоковязкой нефти, из которой по новой технологии будут готовить асфальт для дорог Альметьевского района.

 


Битумное «молоко» делает асфальт прочнее в два-три раза, к тому же он более устойчив к морозам


 

Впрочем, в КНИТУ подчеркивают: они готовы сотрудничать со всеми, кого заинтересует их разработка. Наша республика, позиционирующая себя в числе ведущих регионов страны, заслуживает достойных дорог. И если уже придуман рецепт, как этого добиться, грех будет им не воспользоваться.

 


Фото: asfaltgroup.od.ua; kstu.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:06.06.2016
Выпуск: №80 (28074)


Добавить комментарий

grant 13.08.2018

Выиграли грант Китайской академии наук

Выпускники КНИТУ-КХТИ Султан Валиев и Андрей Драчев выиграли стипендию президента Китайской и Всемирной академий наук....
2690
utalent1 13.08.2018

Цифровой двойник беспилотника

Казанский университет талантов помогает юным дарованиям применить свои знания на практике и приобрести новый опыт....
1970
111122222 10.08.2018

Какому педагогу доверимся?

Совсем скоро в школах прозвучит первый в нынешнем сентябре школьный звонок. В первый класс в республике пойдут более 40 тысяч юных татарстанцев....
7060
wikimedia.org 08.08.2018

Фархад Фаткуллин: «Надо собрать и сохранить все знания человечества»

В этом году основатель «Википедии» Джимми Уэйлс назвал Фархада википедистом года....
2951
fabf19c44d3a2b792a32f183d40e1eba 04.08.2018

Педагоги выиграли стотысячные гранты

В Татарстане назвали получателей гранта «Лучший педагог общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья»....
4220
  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    15 августа

    Нагим Харисламович Аглямов (1932), строитель-новатор, возводивший Заинскую ГРЭС, Нижнекамскнефтехим и КамАЗ, Герой Социалистического Труда (Набережные Челны).

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    То что пляж Локомотив может быть опасен для купания понятно, не раз там наблюдалось массовое развитие токсичных сине-зеленых водорослей. А…
    Казанские пляжи «Локомотив» и «Комсомольский» вновь признаны опасными для купания
    13.08.2018
    Отвечает заместитель начальника Управления ПФР в Кировском районе Казани Светлана Герасимова Страховой стаж – это периоды трудовой деятельности, во время…
    Прибавка работающим пенсионерам
    13.08.2018
    Получила выписку о своих начислениях в пенсионный фонд. Оказалось, что в 2015 году работодатель, у которого я была официально оформлена,…
    Прибавка работающим пенсионерам
    13.08.2018
    Как, видимо, последний из живых команды проектировщиков Казанского цирка, я очень рад обновлению уникального объекта, я был в бригаде Ефима…
    «Фиеста» в обновленном цирке
    11.08.2018
    Замечательный, очень доходчиво изложенный материал!
    Фархад Фаткуллин: «Надо собрать и сохранить все знания человечества»
    09.08.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров