17 января 2018  23:25
Распечатать

Асфальт с «молочной» начинкой

В КНИТУ-КХТИ разработали новый рецепт дорожного покрытия

 

nom-7

 

Российские дороги не ругает только ленивый. Татарстанские дороги тут, увы, не исключение. Президент Рустам Минниханов даже попенял как-то ученым – что же, мол, столько у нас прославленных химиков, а прочное дорожное покрытие разработать не можете… Между тем, как выяснилось, в Казанском национальном исследовательском технологическом университете этой проблемой озаботились еще около десяти лет назад, и сегодня здесь разработано уникальное модифицированное дорожное покрытие, которое в несколько раз прочнее стандартного и не боится влаги.

 

Сегодня в самой технологии приготовления асфальта, который представляет собой смесь битума и различных армирующих (упрочняющих структуру) наполнителей, скрывается определенный антагонизм.

– Образно говоря, битум – это масло, гидрофобная (боящаяся воды) субстанция, – поясняет профессор КНИТУ, заведующий кафедрой технологии изделий из пиротехнических и композиционных материалов Илнур Абдуллин. – А те продукты, которые используются в качестве наполнителя, – измельченный гранит, песчано-гравийная смесь – они водосмачиваемые, гидрофильные. Но ведь масло не растворяется в воде, поэтому по-настоящему прочной сцепки между наполнителем и битумом не получается.

 


В самой технологии приготовления асфальта сегодня заложен определенный антагонизм


 

Чтобы решить эту проблему, ученые разрабатывают рецепты модифицированных связующих смесей из различных поверхностно-активных веществ, которые вводятся между битумом и наполнителем, как бы «цепляясь» и за ту, и за другую составляющую, удерживая их вместе. Так асфальт становится прочнее.

 

  Илнур АБДУЛЛИН, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии изделий из пиротехнических и композиционных материалов:

abdyllin-7

Наша технология позволяет расширить временные границы дорожных работ примерно на два-три месяца.

Собственно, аналогичные разработки ведутся и в Европе, но, конечно, рецепт наполнителей у каждого разработчика свой. Предложенное химиками КНИТУ-КХТИ полимерное вяжущее – модифицированный битум с добавлением асбестовых «иголок», выступающих в качестве армирующей составляющей, – еще в 2009 году получило золотую медаль IX Московского салона инноваций и инвестиций.

Но на этом казанские ученые не остановились.

– Еще один важный момент, влияющий на прочность дорожного полотна, – точное соблюдение технологии его укладки, – продолжает Илнур Абдуллин. – Необходимо очень качественно осушить поверхность, на которую будут класть асфальт, удалить всю пыль, чтобы он «схватился» с нижним покрытием. Но мы часто видим, что дорогу делают в дождь, ямочный ремонт проводят прямо в лужах… Потому что тщательное осушение – очень трудоемкий и затратный по времени процесс, а у дорожников довольно сжатые сроки, в которые нужно уложиться. В общем, технология сплошь и рядом нарушается. Тогда мы подумали: как сделать такой битум, который не будет бояться воды? Вспомнили, что есть водоэмульсионная краска, обладающая таким свойством. То есть нужна эмульсия. А что такое в природе эмульсия? Это молоко – шарики масла, стабилизированные в воде.

В итоге в КНИТУ придумали, как сделать такое «молоко» из битума. Битум мелко-мелко раздробили, растворили в воде, а чтобы зафиксировать масляные шарики в таком состоянии, стабилизировали их специальными поверхностно-активными веществами. Битумной эмульсией можно, например, обмазывать откосы при строительстве дорог – они не будут осыпаться. Но главное ее применение, конечно, – приготовление асфальта нового типа. Когда вводишь в битумное «молоко» специальные наполнители, о которых мы уже говорили, в определенный момент происходит коагуляция эмульсии – слипание мелких дисперсных частиц с молекулами наполнителя. Прочность итоговой асфальто-битумной массы повышается в два-три раза, а эмульсионная основа приводит к тому, что такой асфальт не боится воды. Его можно класть в дождь, невзирая на лужи. Очень удобен он для ямочного ремонта дорог. Смесь получилась устойчивой к морозу – работать с ней на дорогах можно до минус пяти градусов.

 


Ученые задумались – как сделать такой битум, который не будет бояться воды? Вспомнили, что есть водоэмульсионная краска, обладающая таким свойством. То есть нужна была эмульсия


 

– Таким образом мы расширили временные границы дорожных работ примерно на два-три месяца, – комментирует Илнур Абдуллин.

Кроме всего прочего, асфальт из битумного «молока» можно готовить прямо на месте дорожных работ, что упрощает процесс. Опять же – эмульсию можно перевозить на дальние расстояния без опаски, что затвердеет, как это бывает с обычным асфальтом. В общем, выгод от нового покрытия масса. Но дорожники к нему пока должного интереса не проявили. Увы, это наша старая болезнь – ученые и промышленники чаще всего работают независимо друг от друга… А вот нефтяники, прослышав про разработки университета, очень ими заинтересовались. «Татнефть», рассказывает Илнур Абдуллин, планирует совместно с учеными КНИТУ заняться разработкой Ашальчинского месторождения высоковязкой нефти, из которой по новой технологии будут готовить асфальт для дорог Альметьевского района.

 


Битумное «молоко» делает асфальт прочнее в два-три раза, к тому же он более устойчив к морозам


 

Впрочем, в КНИТУ подчеркивают: они готовы сотрудничать со всеми, кого заинтересует их разработка. Наша республика, позиционирующая себя в числе ведущих регионов страны, заслуживает достойных дорог. И если уже придуман рецепт, как этого добиться, грех будет им не воспользоваться.

 


Фото: asfaltgroup.od.ua; kstu.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:06.06.2016
Выпуск: №80 (28074)

Добавить комментарий

izobretatel 17.01.2018

Твори, выдумывай, пробуй!

Известный всему миру ученый и государственный деятель, Бенджамин Франклин, свое первое изобретение сделал в 12 лет – смастерил ласты для плавания из деревянных дощечек....
680
golubaya.vspyshka_1 09.01.2018

…Или даже «полет инопланетян»

Профессор КФУ Юрий Нефедьев назвал две возможные причины необычной голубой вспышки в небе над Татарстаном....
7450
prokazan 29.12.2017

О рейтингах, о миссии, о парках…

Ректор КФУ провел итоговую пресс-конференцию....
6970
ens1 28.12.2017

Об уголке земли с яркой историей

За последние десятилетия в Татарстане широкое распространение получило краеведение, или, как теперь его чаще называют, регионоведение....
6200
sinashin 27.12.2017

Курс на междисциплинарность

Новая научная структура федерального уровня – Федеральный исследовательский центр (ФИЦ) – появилась недавно в Казани....
4090
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    18 января

    Алиса Михайловна Галлямова, международный гроссмейстер, многократная чемпионка мира по шахматам среди девушек, трехкратная чемпионка России.

    Ольга Николаевна Ильинская, действительный член Академии наук Татарстана, академик-секретарь отделения медицинских и биологических наук АН РТ.

    Ильдус Габдрахманович Тарханов (1950), заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Казахстане, в прошлом – министр культуры Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    17.02.1928

    17.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №41.17.02.1928

    Другие рисунки и цифры

    Юмор

    148533618212613410
    Заказала пиццу. Пиццу привезли, я расплатилась и забрала коробку.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • ЦЕНЫ НА РЫНКАХ

  • Комментарии

    Прочитав данный материал, я оказался в ступоре. Да это правда, всегда считая , что чистить зубы недостаточно часто: всегда делать…
    Чистите зубы перед сном, пожалейте… легкие
    16.01.2018
    На новогодние праздники зазвала к себе подругу из Москвы. Привыкшая ко всему, я взглянула на любимую Казань "со стороны". Очень…
    Новый год и Татарстан для туристов совместимы
    16.01.2018
    Президент России Владимир Путин подписал-таки закон о переносе начала обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на полгода — на 1 июля…
    Страсти по «Меркурию»
    09.01.2018
    Верните ЛТП! Очень много зависимых людей!
    Вернутся ли ЛТП, или Как принудить алкоголиков лечиться?
    03.01.2018
    Третий месяц не можем получить лекарства лозартан, аторвастатин, метапролол. Для моего мужа они жизненно необходимы. Говорят, нет финансирования.Он федеральный льготник,…
    «Горячая линия» по лекарствам
    29.12.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров